18 января 2022
2524
Как в домашней мастерской создавать посуду для кофеен
Интервью с керамистом Марией Левиной, практикующей искусство по ГОСТу
Я уже ранее брала небольшие интервью у Марии Левиной и публиковала их видеозаписи в инстаграме (например
здесь). А тут Мария предложила сделать печатное интервью и затронуть не только тему посуды. Я знакома с Машей всего полгода, но активно слежу за ее блогом
@maria.levine и творчеством — с большим удовольствием познакомилась с ней ближе и расспросила о ее взглядах на жизнь, быте, блоге и миссии.
О таланте, успехе и цикличности профессий
— Маша, у тебя в публикации в инстаграме была фраза «меня кошмарно бесит, когда мне пишут что-то вроде, талантливый человек — талантлив во всем”. Мне хочется орать — нееет! …нет у меня никакого таланта…тут упертость нужна». И там были комментарии, что объяснение успеха талантом обесценивает труд. Так выходит, что каждый может стать керамистом при должном усердии? Или все-таки нужны какие-то данные, предрасположенность для этого?
— Чтобы стать хорошим керамистом нужно иметь 2 руки, хотя бы одну ногу, глаза и мозги. Необходимо хорошее знание основ математики, физики и иногда химии. А еще очень крепкие нервы и много-много времени, потому что придется бесконечно много тренироваться и все время анализировать свои ошибки. Если желаете поскорее заработать, очень не советую заниматься керамикой. Первый год, даже если очень много работать, будет выходить постоянно что-то просто ужасное.
— Ты веришь в правило «10 000 часов для успеха» (мол, нужно старательно наработать опыт в одном деле и с большой вероятностью тебя ждет успех)?
— Да, я в это верю. Помимо примитивного повторения и нарабатывания навыков очень важно еще обладать аналитическим умом, чтобы постоянно делать выводы и исправлять свои ошибки, понимать, от чего они произошли, меняться.
— Ты была успешным фотографом, потом организовывала крупнейшую выставку по вязанию, а сейчас делаешь керамику для кофеен по всей России. Расскажи, как у тебя происходит такая смена профессий? Что это — выгорание, переключение интереса, вызов?
— Все и сразу. Я очень люблю эксперименты, анализировать и изучать. В этом моя суть: изучить, переделать и передать дальше. Заниматься всю жизнь одним делом — для меня слишком скучно, а поверхностно изучать я просто не люблю. Поэтому я копаю глубоко всё. Так можно и новую профессию получить. У меня все циклично: 3 года я изучаю новое, затем 3 года я с ним работаю в полную силу (в это время изучаю новое дело). И затем я 3 года учу — передаю дальше свои знания. Обычно после этого я оставляю это дело.
Так получилось, что многие друзья доверяли мне свой бизнес, чтобы я проводила в них свои экспериментальные изменения как маркетолог, помогала развитию, проверяла свои идеи. Да, это было хождение по очень тонкому льду, но никто не провалился, и многие компании хорошо развились на этом, значит, не зря все было.
О керамике и предназначении
— Почему именно керамика?
— Мои родители — инженеры, так что я постоянно крутилась около конструирования, что-то придумывала из дерева, камня, шерсти, глины. И после 24 лет меня стало прямо магнитом тянуть к керамике, это было похоже на болезнь, манию. Вдруг я обнаружила, что у меня среди друзей десяток керамистов, дома вся посуда ручной работы и моя лента инстаграм — фото и видео, где люди лепят из глины; во сне мне уже снилось, как я кручу на круге. Тогда, в 28, я поняла, что бежать от этого просто бесполезно, иначе мое предназначение меня просто раздавит.
— Еще в начале лета 2021 я задавала тебе вопросы про творчество, и ты говорила: «Моя посуда предназначена быть личной для человека». Тогда ставился акцент на посуду для дома. А потом за полгода ты так успешно переключилась на посуду для кофеен. Почему так вышло? Чем тебя привлекли заказчики из кофейной индустрии?
— Чтобы делать посуду для кофеен, нужно быть готовым к этому и уверенным, что сделаешь много изделий одинакового качества. К тому моменту я оформила уже 2 заведения — в Москве и на Кипре. Опыт был хороший, но сложный. Я совершенно не хотела иметь дел с другими людьми: не было никакого ресурса. Керамика тогда была больше отдыхом от детей, чем работой, хоть ее было и много.
Я делала полностью то, что хотела, и ни о чем не думала. Но потом со мной случился
Дима Бородай. Можно дальше не продолжать, да? Всего за час болтовни я полностью пересмотрела свое желание масштабировать работу и сотрудничать с кофейнями.
Осенью я сдала младшего ребенка в сад и весь свой ресурс энергии пустила на новое: изучение того, что и зачем нужно кофейням. Начала общаться со знакомыми мне владельцами и показывать, что можно сделать. Удивительно, что многие как раз искали кого-то типа меня — нового, гибкого, качественного.
— Что ты для себя открыла в кофе за время работы с заказами для кофеен?
— Сейчас я прорабатываю вместе с баристами подачу напитка: слушаю, что важно показать, придумываю, как это сделать. Они тестируют и рассказывают, что еще изменить. Каждая коллаборация полезна для меня, я все больше узнаю о вкусе и свойствах кофе. Да, мне сложно работать с молочными напитками, потому, что я не пью молоко, но по теме черного кофе мои знания расширились просто невероятно! Меня научили хорошо варить воронку, а сейчас я начинаю понимать нюансы вкуса. Я уже хорошо знаю, кто и какое зерно у нас обжаривает, откуда его привозят, как обрабатывают и где его вкусно заваривают. Все это бесценный опыт для меня.
— Еще из наблюдений за твоей работой: каково это иметь мастерскую прямо в квартире? Какие “правила” есть у тебя для семейного быта?
— Очень сложно иметь мастерскую в квартире, честно. И это наша вторая мастерская, ведь есть еще основная, где стоит высокотемпературная печка и происходят все вредные и сыпучие процессы. Работая дома, я убираюсь постоянно, очень чисто работаю, собираю все отходы сразу и перерабатываю. Мое рабочее место так устроено, что из него не может ничего улететь: оно огорожено со всех сторон. Мы с Тони просто немного повернутые на чистоте. Если бы я грязно работала, это было бы вредно для легких.
О силе личности и трудоголизме
— Твой блог в инстаграме как личный дневник: почему для тебя важно делиться переживаниями, встречами, отдельными моментами жизни с широкой аудиторией?
— Мой блог всегда был личным дневником, даже когда это был ЖЖ. Я веду блог с 12 лет, просто площадку сменила. 21 год получается, кошмар! Это привычка длиной во всю мою разумную жизнь. Думаю, мои проекты неотделимы от моей личности. Круто, что людей интересуют продукты, произведенные этой самой «моей личностью», — керамика, обучение, маркет. Если отсюда эту «личность» убрать, будет не так интересно и, возможно, не так понятно, почему керамика такая.
— Не раз, глядя на твои сторис, я задавалась вопросом: как ты все успеваешь? Ты даже делилась потом, что-то в духе “не пробуйте повторять, у меня трудоголизм”...Так как ты все успеваешь? Нужно ли искать баланс в жизни, про который так модно говорить?
Ты знаешь, люди очень разные — кто-то медленный, кто-то быстрый.
Я даже больше не трудоголик, а оптимизатор — анализирую процессы, делаю их более быстрыми и менее ресурсозатратными. Удобно сажусь, чтобы спина не болела, в итоге дольше могу проработать. Это моя супер-сила — анализировать и менять.
Я считаю, что баланс в моей жизни есть. Хотя я понимаю, что если поставить на мое место любого другого человека, вероятно он быстро кончится. У меня свой баланс.
А может, мне помогает то, что у меня обе руки ведущие. Полгода назад я вообще отменила алкоголь, чтобы повысить продуктивность. Знаю, смешно, но это тоже работает.
О миссии и искусстве по ГОСТУ
— Крафтовая керамика — это прибыльный бизнес в России? Это бизнес для тебя?
— Крафтовая керамика (давай поясним, что это керамика, сделанная на гончарном круге) — вовсе не бизнес. Этим нормальный человек заработать почти неспособен, тем более если это хобби.
Керамикой надо просто болеть и ни о чем другом не думать — тогда можно и заработать.
Я отношусь к тому, что я делаю, не как к бизнесу, а как к искусству в массах. Искусство для дома и для ресторана. Для меня это реальные арт-объекты, которые можно использовать. Цель этого искусства — совершенствование человека. Но для ресторана все должно быть по ГОСТу. Искусство по ГОСТу — люблю, умею, практикую!
— Почему ты делегировала продажи своей керамики другим?
— Продажа, упаковка, согласование каждой отдельной чашки с покупателем — это все отнимает много времени. Если бы я делала это сама, пришлось бы перестать работать. Я передала эти процессы очень хорошим людям: это онлайн-магазин
@dishwishes.ru и поп-ап магазин
@masterskaya.moscow. Они идеально выполняют свои функции, у меня освободилось очень много времени на работу. Может, это и есть секрет моей продуктивности: я не думаю о деньгах, они просто приходят, когда все продается. Все вопросы денег разрешаются практически без моего участия. Я готова ими заниматься лишь с ресторанами и кофейнями.
— Маша, ты много делишься информацией о процессах создания посуды, выборе материалах, ошибках — будто создаешь учебник для керамиста. Почему тебе “не жалко” делиться кухней проекта? Какую миссию ты определила для своего проекта сейчас?
— Ты меня раскусила! Да, создаю учебник. Электронный и в реальном времени. В котором надо хорошенько покопаться, чтобы научиться, всё ведь не на блюдечке.
Я делюсь своими знаниями и выводами, чтобы новое поколение гончаров смогло вырасти лучше, чем те, что были до меня. Хочу, чтобы керамика с гончарного круга перестала ассоциироваться с некрасивым словом хендмейд и нести в себе изъяны, чтобы она была лучше везде, у каждого дома.
Ты же понимаешь, я в жизни не осилю наполнение всех домов, да и незачем! Далеко не всем подходит моя стилистика, это нормально.
Запишем в мою миссию желание структурно изменить понятие керамики, делать самой и научить других делать керамику под напиток, а также показать людям, как использовать её с умом, понимать разработки, облегчить быт, добавить в него жизни, красоты и немного «Искусства по ГОСТу».
Теги статьи
Популярные материалы
«Если вы выпили чашечку кофе, а через 4 часа появились высыпания — кофе не виноват»
Интервью с аллергологом-иммунологом об аллергии на кофе
WIN-WIN COFFEE. Кофейные напитки, вдохновленные вином
Созданы автором блога Кофенация