18 января 2022
649

5 вопросов керамисту, которые обычно не задают любители кофе

Отвечает Мария Левина, автор керамики Maria Levina и большой любитель кофе
Екатерина Лапина
Чашка юноми, автор Мария Левина

— Маша, начну с вопроса: как понять, что перед вами некачественная посуда (например, чашка для кофе)?
— Проще всего по звуку (прим.автора: например, ударить ручкой): у хорошо спекшейся массы приятный яркий звук, как у звонкого колокольчика. Если такой звук имеется, это признак того, что вода не может попасть в стенки посуды, и значит ее можно мыть в посудомойке, в порах не вырастет плесень, а глазурь не потрескается. И конечно, посуда должна быть достаточно устойчивой и без сколов.
Мария Левина, керамист
Мария Левина за работой. Подробнее о ней и керамике под брендом maria.levina можно почитать здесь.
— Для чего нужен инженерный подход в создании чашки?
— Чтобы создавать нового типа посуду, учитывающую особенности напитка и потребности современного человека. Чтобы менять устоявшиеся модели: делать их более эргономичными, красивыми, устойчивыми. И конечно, чтобы просчитать объем чашки с учетом усадки, и в итоге попасть в нужный размер: самые простые формулы из школьной программы помогают все это вычислить и получать меньше брака. Это важно, если на гончарном круге делаешь 30 одинаковых предметов.
Керамика ручной работы
— Зачем мне, как потребителю кофе, знать из каких материалов сделана посуда для кофе?
— От материала напрямую зависит продолжительность жизни посуды, ее крепкость, теплоемкость и условия эксплуатации, мытья. Поэтому, обладая минимальными знаниями о материале, ты сможешь купить долговечную посуду из безопасных материалов и не испортить ее во время использования.
— «Неубиваемость» посуды — износостойкость, неподверженность сколам, возможность мыть в посудомойке и греть в СВЧ — за счет чего это достигается? Как это определить на этапе выбора посуды в кофейню или домой?
— Это достигается за счет минимальной водопроводимости керамической массы. Этими «волшебными» свойствами обладают фарфор и каменные массы. Тут еще надо выделить каменные массы с шамотом.
Шамот — это такая мелкая крошка уже обожженной массы, которая добавляется в свежую массу. Она работает как арматура. Посуда из шамотной массы будет еще крепче, чем посуда без шамота. Ее легко определить по некоторой шершавости или точкам на поверхности.
Эти массы все «высокотемпературные»: температура их обжига от 1200 до 1350 градусов. Я использую обжиг 1210-1250. Хорошо спекшиеся изделия за редкими исключениями, связанными со свойством конкретных глазурей, очень громко звенят, как колокольчики.
Если вода не входит в черепок изделия и на глазури нет препаратов благородных металлов, например золота, то такие чашки можно совершенно спокойно мыть в посудомойке и греть в микроволновке. С ними ничего не произойдет и для них такое мытье будет даже полезно — хорошо промоется дно.
Керамика ручной работы, Мария Левина
На фото воронка и чашки, сделанные Марией Левиной. Как она говорит: «Посуда из масс, в которых, скажем так, «зашита арматура», будет сильно меньше скалываться, в отличие от того же пористого фаянса и проживет дольше».
— Иногда можно встретить копии форм чашек у разных керамистов или заводов. Какие негласные правила по авторским правам есть у керамистов? Что считается плагиатом, а что — вдохновением? Как ты относишься к тому, когда откровенно копируют твои изделия?
— К сожалению, плагиатят буквально всё, и я уже смирилась с тем, что мои идеи уходят в народ.
Я очень плохо отношусь к тому виду плагиата, когда мои дизайны сдирают под копирку, но берут только внешнюю оболочку, а над качеством при этом не идет никакой работы. То есть кто-то покупает посуду, похожую на мою, но у нее нет ни тонких стенок, ни утяжеленного дна, ни абсолютной гладкости в нужных местах. И многие другие ценности, которые я пытаюсь донести до людей, там утеряны.
Однако есть другая сторона, из-за которой я постоянно публикую все свои наработки и технологии. Керамисты могут углублять свое понимание процессов за счет обучения на чужом опыте. Я так, кстати, тоже так учусь: читаю классных керамистов со всего света и пробую их технологии.
Тут есть негласное правило: не копировать в упор чужие изделия. Можно брать друг у друга и идеи, и разработки, и использовать их по-своему. В этом есть эволюция.
Мне очень нравится видеть, как у моих коллег повышается качество работ, и я вижу откуда они эту идею взяли и применили по-новому. Я не чувствую тут никакого плагиата. Наоборот, гордость за то, что они и я не окостенели, и продолжается совершенствование. У меня есть более опытные коллеги, к которым я частенько обращаюсь за советом, если что-то не понимаю, но хочу попробовать.

Теги статьи

Популярные материалы

Коллекционер кофейных книг
28 сентября 2021
6156

Коллекционер кофейных книг

25 книг о кофе: обзор от шеф-бариста Игоря Костюкова
Origami Dripper — ребристая воронка из Японии
3 июня 2021
3756

Origami Dripper — ребристая воронка из Японии

Создана для фотографий. Выбор чемпионов Brewers Cup.
Как научиться понимать вкус кофе?
2 июня 2021
2892

Как научиться понимать вкус кофе?

Разбираемся и находим курсы, где учат восприятию вкуса и аромата кофе

Носки для фанатов кофе

С авторскими кофейными рисунками от мастерской «Кофейная МарКа»
Подробнее