Об авторе проекта

Как получилось, что я уже 8 лет связана с кофе по любви и по работе, и в чем идея этого проекта?
Катя Лапина Кофенация

Кофенация — мой блог о кофе вырос из Инстаграма в онлайн-проект mycoffeenation.ru. Идея Кофенации — объединять и вдохновлять. Здесь я рассказываю о людях — героях, которые жарят кофе, учат как варить кофе, мастерят кофейные гаджеты или создают кофейные иллюстрации. Я делюсь тем, какой кофе варю дома, какой рецепт для кофе ищет моя сестра, какую моку выбирает подруга, какую кофемолку я дарю маме. Авторский взгляд на кофейный мир без претензии на энциклопедичность.


Катя Лапина, автор Кофенация

Екатерина Лапина

Автор блога «Кофенация»
«Кто я, автор Кофенации? Экономист по образованию, маркетолог по профессии, домашний бариста по призванию, бегун и путешественник по жизни. У меня был опыт работы журналистом на телевидении и обозревателем в печатном СМИ, начинала я как экономист по налогам, а потом руководила собственным бизнесом в сфере энергосбережения. После начался период семейных переездов по стране, смена работы и хобби, и однажды я захотела открыть кофейный бизнес. Это желание привело меня к тому, что в ноябре 2017 года я завела свой кофейный блог, а благодаря ему неожиданно оказалась маркетологом у обжарщиков кофе Торрефакто.

Сейчас я работаю в нескольких проектах, кофейню так и не открыла, дрип-линию не запустила, но в 2023 году выпустила свои кофейные напитки WIN-WIN Coffee. Я продолжаю с энтузиазмом погружаться в кофейный мир в этом блоге. Приглашаю и вас!» 

От интервью к курсам бариста

Все началось в мае 2012 года с одного интервью, благодаря которому я узнала, как интересен мир кофе. Тогда я руководила своей компанией по энергосбережению и в качестве хобби продолжала журналистскую практику: писала в газету на тему экономики и бизнеса. Это было мое первое интервью не про бизнес: я узнала, что в город приезжает “кофейный король” – так кто-то прозвал Михаила Янченко, основателя брянской компании по обжарке кофе Mikale. К интервью я готовилась: вычитала что-то про эспрессо, рентабельность кофеен и свежесть зерна. Вышло интересно.

Из интервью с Михаилом Янченко, статья “Кофейный король”, издание “Амурская правда”, май 2012 года:
— Возвращаясь к критерию “послевкусие” — каким оно должно быть?
— Закройте глаза и почувствуйте: вы хотите еще выпить этот кофе или нет? Не надо слушать другие мнения: “Да ты попробуй, это вкусно”. Прислушиваться можно, но для себя нужно делать вывод по принципу: вы придете сюда еще или нет?

Кажется, в тот момент Михаил меня заразил страстью к кофе. Материал еще не успел выйти, а я уже искала, где пройти курсы бариста, и всерьез задумалась об открытии кофейни. Курсы в итоге я прошла. Это был 4-дневный практикум для бариста кофеен “Чайковский”, сейчас они работают под брендом Do.Bro.
Кофейню не открыла. Но у меня появился тег #когданибудьяоткроюкофейню в личном инстаграме, а еще привычка непременно искать в путешествиях “правильные” кофейни — в 2012 году их было совсем немного.


В кофейне "Дядька кофе"
В кофейне «Дядька кофе» с журналом о кофе Standart; фотография Полины Волковой, апрель 2021

От дрип-пакетов к блогу

К идее открыть свой бизнес в кофейной сфере я вернулась в 2016 году. На тот момент мы временно жили в Калуге, с кофейнями там тогда было не густо, но осознание, что мы там живем “по контракту”, привело к другому проекту. Решила, что буду выпускать кофе в дрип-пакетах. По науке, сразу села за бизнес-план. На тот момент я знала, как популярны дрип-пакеты в Японии, пила такой кофе сама в офисе и думала, что смогу сделать такие же в России. Я уже знала, какова стоимость станка в японских йенах, но не осознавала насколько рынок был не готов к молотому кофе в бумажных пакетиках.

Чтобы глубже погрузиться в кофейный мир и провести разведку, я завела кофейный блог. Идея была в том, чтобы рассказывать о кофейном бизнесе в Инстаграме и брать интервью у владельцев кофеен — по сути, вернуться к тому, что я делала для газеты, только с фокусом на одну отрасль и в мини-формате. Кстати, название блога я выбирала тоже по науке — не зря я второе образование маркетолога получала на президентской программе управленческих кадров. Так родилось странное слово «КОФЕНАЦИЯ». В 2022 я даже получу свидетельство на такой товарный знак.

Verle, на производстве дрип-кофе
На производстве кофе в дрип-пакетах я все-таки оказалась, только в качестве журналиста-блогера. Обжарщики Verle Coffee. Ноябрь 2020, фотография Екатерины Солодовник.

Вместе с блогом к новой работе

— Катя, ну какой молотый кофе в пакетах? Он же быстро окислится, станет прогорклым. Это же невкусно.
— Катя, а как такое продавать? Какие инвестиции нужны, чтобы встать с новым продуктом на магазины?

Примерно такими вопросами меня встретили профессионалы кофейной индустрии, когда я решила заверить бизнес-план у них. Идея не успела перейти в стадию реализации, потому что ее автор вдруг получил несколько предложений о работе маркетологом в кофейной сфере. Конечно, я с радостью согласилась. И закрутилось. Вместе с продвижением любимого продукта я получила настоящее погружение: курсы по сенсорике, опыты каппингов, понимание ценообразования, осознание запросов потребителей кофе, общение с сотнями любителей кофе по всей стране. И внутренняя кухня обжарщиков кофе Torrefacto: как жарится кофе, как проходит фасовка, где хранится “зеленка”, как выстраивается логистика. 4 года работы с кофе на 360 градусов — опыт, за который я благодарна команде Торрефакто.

Чемпионат Аромастер 2017
Мой первый чемпионат — это был российский этап Aromaster 2017 на распознание ароматов в кофе. Готовились вместе с коллегами Торрефакто, все трое вошли в десятку лучших. Мне тогда удалось занять третье место. На фотографии — справа от меня коллега и хороший кофейный друг Сергей Плутахин, далее — организаторы чемпионата из России и Южной Кореи.

Не блогер, а нетвокер

Помимо кофейной работы у меня была другая, домашняя и блогерская, сторона взаимоотношений с кофе. Дома я продолжала ставить эксперименты с рецептами, закупать гаджеты, вовлекать друзей и родных в кофе.

Сдача SCA Brewing в Питере
После успешно сданного экзамена SCA Brewing Intermediate, Санкт-Петербург, сентябрь 2018. Слева моя подруга, кофейный тренер на Дальнем Востоке Маргарита Амелина. В центре — Ира Шарипова, наш экзаменатор.

Для себя я проходила дорогостоящие курсы SCA Brewing, онлайн-курсы Hibs.Coffee и Barista Hustle. Для себя заказывала кофе с разных стран, для себя участвовала волонтером в World of Coffee в Берлине. Такое хобби.

Волонтерство на выставке World of Coffee в Берлине
Волонтерство в зоне Brew на выставке World of Coffee, Берлин, 2019 год. На фотографии слева — Татьяна Елизарова, уважаемый кофейный тренер и обжарщик. Фотография Михаила Субботина.

За все это время мой домашний кофейный бар пополнился несколькими воронками: от вулканической Cera до эстетически приятной Origami, аэропрессом и американ-прессом, весами Acaia “а-ля iPhone”, чайником-красавцем Fellow. В блоге все чаще стали появляться интересные запросы: выступить с лекцией “Как отличить хорошую кофейню” или “Как выбрать пачку кофе по этикетке”, проконсультировать кофейню по маркетингу, попробовать зерно от новых обжарщиков.

Ведущая Brewers Cup 2018
Один из интересных опытов – быть ведущей чемпионата Brewers Cup на Дальнем Востоке. Владивосток, 2018 год.

На кофейной ферме в Бразилии, фотография Анны Куклиной
В ноябре 2022 сбылась моя мечта побывать на кофейной ферме. Это было путешествие в Бразилию и Колумбию вместе с Tasty Coffee.

Больше контактов, больше знакомств. Больше убежденности в давней идее: собрать на одной платформе контакты тех, кто связан с кофейной индустрией, от дизайнеров интерьеров кофеен до издателей кофейных журналов, от кофейных тренеров до керамистов, создающих посуду ручной работы. Так в 2018 году я задумала этот сайт, а в июне 2021 он стартовал.

Кофейная встреча под НГ

Надеюсь, вы найдете здесь нужные контакты, полезные статьи, ссылки на вкусный кофе и информацию, которой захочется поделиться. Если есть вопросы, пожелания, предложения — пишите мне coffeenation.rus@ya.ru, и обязательно подписывайтесь на телеграм-канал.
Юридическая информация: сайт принадлежит и поддерживается Лапиной Екатериной Александровной, применяющей специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятый гражданин) в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». ИНН 280111887070. Политика конфиденциальности.

WIN-WIN COFFEE. Кофейные напитки, вдохновленные вином

Созданы автором блога Кофенация
Попробовать на вкус