7 июня 2022
2324
Как чашка кофе связывает людей
Интервью с Ирой Райт, главредом Coffee&Interview
— О, какой интересный выбор! — сказала я, увидев Иру со стаканом чего-то сине-белого.
— Это Cobalt — напиток на основе спирулины. Я не решилась без тебя заказывать кофе, хотела оставить выбор знатоку, — ответила мне Ира.
— Это Cobalt — напиток на основе спирулины. Я не решилась без тебя заказывать кофе, хотела оставить выбор знатоку, — ответила мне Ира.
Ира Райт написала с предложением взять у меня интервью для ее онлайн-журнала Coffee&Interview. Мы не виделись 5 лет, наблюдая друг за другом онлайн. А наше первое знакомство произошло тоже из-за интервью: я организовывала встречу основателя Торрефакто Ильи Савинова с Ирой. Они тогда проговорили несколько часов — большую часть не про кофе, а про философию жизни и воспитание детей. Хотя мы успели попробовать разный кофе, я тогда еще сама постигала кофейные азы.
Позже я написала несколько заметок для Coffee&Interview. А теперь вот Ира решила сделать меня героиней выпуска. Мое интервью читайте здесь.
Наша встреча была в кофейне
Cobalt. Ира предложила мне найти вариант для встречи, ее критерий был – достаточно тихо, чтобы поговорить на диктофон. Я хотела что-то новое, с вкусным кофе и завтраками, интересной концепцией, и удобной локацией для парковки и рядом с метро. Благо, что таких мест в Москве все больше и больше. Мы вообще хвалили с Ирой Москву: красивую, гастрономическую, богатую на события. Но это осталось за кадром.
На диктофон Ира спрашивала меня о кофе с разных сторон. А я в ответ, конечно же, не смогла умерить свой журналистский пыл, и не расспросить ее про журнал с таким говорящим названием, про востребованность жанра интервью и про ее взгляд со стороны гостя на кофейни.
О концепции проекта Coffee&Interview
— Ира, если читать интервью на твоем сайте, то может показаться, что упоминание кофе в названии “притянуто за уши”. Ты для каждого героя в начале делаешь сноску — какой кофе он или она любят — но далее ничего об этом напитке. Как появилось такое название у журнала?
— Все просто: когда я запустила этот проект, то подумала, что больше всего я люблю две вещи: ходить в кофейни и пить кофе и разговаривать с интересными людьми. Журнал появился 6 лет назад во время моего декрета: основная работа закончилась, а жажду бурной деятельности надо было как-то утолять. Так и получилось “Кофе и интервью” — разговоры за чашкой кофе с интересными людьми. У меня не было задачи сделать журнал для кофейной индустрии. У меня была задача закрыть свою потребность делать что-то интересное.
— Спрошу тогда про “Interview”: как ты подбираешь героев для интервью?
— Это первый проект, который я делаю интуитивно. До этого я очень долго работала в корпоративном бизнесе (Ира была пресс-секретарем в головном офисе Tele2 Россия, руководила пресс-службой в Мегафоне). Я занималась коммуникациями, отвечала за PR-поддержку крупных сделок, везде был сухой расчет: стратегия, план, реализация, отчет.
В Coffee&Interview я изначально не делала оценки целевой аудитории, построения контент-плана. Героев я ищу интуитивно. Начала со своего окружения: на каждом интервью просила порекомендовать следующего героя. По этой цепочке я всегда находила интересных людей. И плюсом, когда проект стал развиваться, необычные личности стали сами находить меня. Как ты меня нашла с предложением взять интервью у Ильи. Я бы никогда в жизни сама с ним не познакомилась, если бы вы сами не пришли.
Для моего журнала я ищу героев, которые лично меня вдохновляют; чтобы это была многомерная личность, увлеченная разным; чтобы в разговоре с ней или с ним можно было “уплыть” в потоке. Мне интересны такие люди, после разговора с которыми или прочтения интервью с ними, меняется жизнь: ты становился глубже, богаче, интереснее. Для меня не имеет значения размер заработка человека, позиция в бизнесе, звания и достижения. Мне важно, как я поменяюсь после разговора с тобой, захочется ли мне изучить что-то новое.
Еще у меня есть правило, что если есть какой-то барьер для встречи, я не буду бегать за героем. Условно говоря, я не буду бегать за Ксенией Собчак, чтобы она мне дала интервью. Если нет химии, и если не складываются обстоятельства — значит, этот герой не для проекта. Это интуитивная история.
— Кто из героев Coffee&Interview тебе особенно запомнился?
— Первым на ум мне пришел Энди Хольцер — незрячий альпинист, который покорил все самые высокие вершины мира. Его история до сих пор вызывает у меня мурашки. Он столько всего добился, и при этом он такой скромный и глубокий. Я верю, что ты читаешь его интервью и становишься лучше.
«Я превратил свою проблему — а слепота для многих является огромной проблемой — в бизнес. Если бы я был зрячим, мы бы здесь не сидели. Люди должны попытаться что-то сделать из того, что у них есть, а не стремиться всю жизнь за недостижимыми идеалами. У меня на это совсем нет времени. Каждая жизнь — особенна и уникальна». Из интервью Энди Хольцера Ире Райт.
Упомяну и невероятную Елену Дмитриеву — хрупкую женщину из Коломны с невероятной силой и харизмой. Она возрождает там бизнес, борется с коррупцией и восстанавливает город. Она и борец за свою жизнь – справилась с раком. Елена очень меня вдохновила. Это было одно из самых длинных интервью, которое я разбила на 2 части.
«Что хочешь, то и получишь — это абсолютно реально, просто нужно жопу от дивана поднять и пойти что-то делать. Самое главное преодолеть момент внутренней лености. Как кто-то сказал, что “лень — это рак души”. К сожалению, наше общество вот этим немного побаливает». Из интервью Елены Дмитриевой Ирине Райт.
О кофейных разговорах
— Поговорим о стыке тем “кофе и интервью”: почему не задаешь героям вопросы на тему кофе?
— Я задаю вопросы про кофе, только не со всеми героями это уместно, у меня были и те, кто вообще кофе не пьет.
Миссия моего проекта — подсветить интересных людей из разных сфер. А кофе — это связующая нить и атмосфера, которая объединяет людей. Если бы я ушла в тему индустрии кофе, это было бы интересно только профессионалам. Мне не хочется очень сильно углубляться в нюансы обжарки, заваривания кофе. Но на такую тему найдется свой блог и своя аудитория. У меня в журнале есть рубрика PRO Кофе, ориентированная на любителей кофе, куда я с удовольствием приглашаю профессионалов, готовых говорить с потребителями на одном языке.
— А что скажешь про сам формат интервью как лонгрида? В наше время клипового мышления, когда многие привыкли к секундным роликам в инстаграме, тик-токе, кратким выжимкам, неужели кто-то читает длинные тексты? Я и сама не без греха: подсела на сервис Smart Reading с саммери бизнес-книг, хотя ранее отрицала такое. Веришь ли ты, что формат печатного интервью жив?
— Когда я начала делать интервью, Дудь еще не был так популярен, я вдохновлялась Познером. После Дудя каждый стал использовать формат интервью. В какой-то момент я тоже решила, что интервью — слишком заезженная форма контента, все по кругу друг с другом разговаривают. Мне показалось, что от интервью все устали. Тогда я завела рубрику “Вдохновение” — рассказываю про интересных людей. Самый популярный материал — это история Мадонны Бадер или «Железной монахини», которая участвует в Ironman в 87 лет. Но сейчас я могу сказать, что вопрос не к формату, а к его содержанию. Главное, чтобы это было содержательно и интересно для читателя. Понятно, что чем длиннее текст, тем меньше его аудитория.
О хороших кофейнях и наивных вопросах о кофе
— Давай перейдем к теме кофе. Ты упоминала, что любишь ходить в кофейни. Расскажи, как ты понимаешь, что эта кофейня — хорошая?
— Первым делом я смотрю на меню: ищу варианты альтернативного приготовления, обязательно смотрю есть ли фильтр-кофе и избегаю позиций с сиропами. Также у меня есть ожидания от бариста, что он/она сможет рассказать о зерне. Если у меня есть время, я спрошу про зерно, даже если не пойму ответ, мне интересно послушать профессионала. Хороший знак, если есть бесплатная вода. Понятное дело, что не только кофейню, но и любой ресторан ты оцениваешь по состоянию туалета. Хотя я не эксперт в этом вопросе, мне даже как-то неловко.
— Так мне, наоборот, интересен взгляд со стороны: как ты любительски смотришь на кофейни. Следующий вопрос тоже кофейный: как ты обычно готовишь кофе дома?
— Благодаря тебе френч-пресс стал моим любимым способом заваривания. У меня есть две кофемолки – электрическая и ручная. Вторая “древняя” мне не очень нравится по качеству помола. А электрическую DeLonghi мне подарил папа. Я делаю помол, засыпаю кофе и заливаю горячей водой на 3 минуты. Кофе беру любой — тот, что есть дома, чаще всего это подаренные кем-то пачки, я не запоминаю названия. Одно время я заказывала кофе у Торрефакто, иногда покупаю кофе в зернах в кофейнях.
Я не смотрю на упаковку, заранее ничего не изучаю, ориентируюсь только на вкус — нравится или нет. Была у меня амбиция в начале проекта разобраться в кофе, я даже на каппинги ездила. Но потом поняла, что нет, не мое. Мне вообще кофе кажется резким напитком с насыщенным вкусом даже при светлой обжарке. Но наша с тобой встреча вдохновила меня на более вдумчивое изучение напитка и глубокое погружение в индустрию.
— И последний вопрос: есть ли у тебя какие-то наивные вопросы о кофе, ответы на которые тебе хотелось бы знать, но не было времени изучить?
— Точно один у меня заготовлен для тебя: “Есть ли какие-то 5 табу, что вообще никак нельзя делать с кофе”? Условно — намолоть кофе и оставить его в кофемолке на пару дней. Есть вопрос про кофейные капсулы: кажется, что это что-то суррогатное. А так больше не припомню.
Я пообещала Ире, что обязательно сделаю для нее отдельную статью про кофейные привычки-табу. Если у вас есть такие кофейные привычки, в которых вы сомневаетесь, напишите мне в телеграм-канал или директ. Благодарю Иру за ответное интервью и вдохновение больше общаться за чашкой кофе с интересными людьми.
Фотографии предоставлены Ирой Райт.
Теги статьи
Популярные материалы
«Если вы выпили чашечку кофе, а через 4 часа появились высыпания — кофе не виноват»
Интервью с аллергологом-иммунологом об аллергии на кофе
WIN-WIN COFFEE. Кофейные напитки, вдохновленные вином
Созданы автором блога Кофенация