31 августа 2023
5675
Кофе в банках: кто первый придумал и где купить
Посвящается всем любителям баночного кофе
Кофе в формате «открыл и выпил» — в англоязычных терминах обозначается тремя буквами RTD (ready-to-drink). Не нужно смалывать зерно, выбирать рецепт, нагревать воду и колдовать над кофемашиной или воронкой. Не нужно ждать, когда бариста приготовит напиток. Быстро, удобно, предсказуемо. Такие преимущества у кофейных напитков в банках. Из этой статьи вы узнаете, кто первый придумал подавать так кофе, какие кофейные напитки в банках бывают и где такие купить в России.
Готовый кофе в банках придумали японцы
Из статьи PDG “Was canned coffee invented in Japan?” (“Был ли баночный кофе придуман в Японии?”): первый готовый кофейный напиток в банке был выпущен японской компанией Mira Coffee в 1965 году, а массовое производство запустила UCC в Токио в 1969 году.
Стоит упомянуть, что консервированные продукты и напитки появились в начале 19 века. В 1810 году британский торговец Питер Дюран запатентовал использование железных банок с оловянным покрытием для более длительного хранения продуктов. Спустя более 100 лет консервы стали массовым явлением. В 1935 году американские производители выпустили первое в мире баночное пиво, и вскоре после этого началось производство банок с газировкой.
Как пишет автор статьи, примерно через 20 лет производители стали использовать в своих банках больше алюминия, который был значительно дешевле, чем другие металлы. В конечном итоге это привело к изобретению первой полностью алюминиевой пивной банки в 1959 году, которая включала в себя «легко открывающийся» язычок, что произвело революцию на рынке консервированных напитков.
Интересно, что в
истории японской UCC первым выпущенным продуктом значится именно кофе в банке. Только потом они запустили фабрику кофе в вакуумной упаковке и стали массово производить кофе в дрипах.
В другой статье рассказывается, что идея баночного кофе возникла у основателя UCC Тадао Уэсима в одно утро, когда он не успел допить свой стакан кофе на вокзале: сигнал об отправлении поезда был подан раньше, чем ожидалось. Так он придумал консервировать кофе в банках, чтобы его можно было хранить при комнатной температуре и пить в удобное время. Согласно Книге рекордов Гиннеса, за свою 53-летнюю историю компания UCC Ueshima Coffee Company продала более 15 миллиардов банок.
Откуда такая популярность у баночного кофе
В Японии кофе был популярным напитком еще с 19 века. После успешного запуска UCC баночного "Milk Coffee" в 1960-х этому примеру последовали и другие бренды. Одним из наиболее ярких примеров был Pokka Coffee, который в 1973 году продавал свою продукцию в торговых автоматах: консервированный баночный кофе можно было купить как горячим, так и холодным. Примерно два года спустя Coca-Cola Japan запустила бренд Georgia Coffee, который до сих пор популярен в Японии.
В конце 1980-х годов на рынок баночного кофе также вышли пивные компании Asahi и Kirin Beverage, а также бренд Suntory BOSS, который нанял американского актера Томми Ли Джонса в качестве посла бренда.
Распространенность вендинговых аппаратов и занятость японцев сыграли свою роль в популярности формата кофе в банках. Кофе в банке из вендинга — без очередей, без ожидания — то, что было нужно торопящимся на работу горожанам Японии. Более того, такой вариант кофе был дешевле свежеприготовленного напитка. Даже сегодня цена большинства банок с кофе в диапазоне 120 до 150 иен (77-100 рублей).
По данным опроса 2012 года японской кофейной ассоциацией: ежегодно в стране потребляется 100 банок кофе на душу населения, причем наиболее популярным выбором остаются подслащенные напитки на основе молока.
Всемирная популярность кофе в банках
С таким очевидным удобством для потребления баночный кофе был обречен на успех. Популярность кофе в банках из Японии пришла в соседние страны: Южная Корея, Тайланд, Сингапур и Малайзия. В конце 1990х модный напиток в банке появился и в США: Старбакс совместно с Пепси Ко выпустили Фраппучино (Frappuccino) – холодный кофе со льдом в банке.
В 2007 году illy caffé в партнерстве с Coca-Cola выпустила линейку illy Issimo ready-to-drink в Великобритании. Спустя годы Coca-Cola также стала партнером нескольких других сетей кофеен, например, Costa Coffee и Dunkin’, для запуска фирменных кофейных продуктов в банках.
Баночный кофе в России
Я помню, что на Дальнем Востоке уже в начале 2000-х кофейные напитки в банках из Японии и Южной Кореи были обычным продуктом на полках супермаркетов и заправочных станциях. Не заметила, чтобы за ними устраивали охоту, это было и остается привычным товаром. Пальму первенства держат корейские кофейные напитки
Let's be от Lotte. Они выпускают кофе в банках с 1991 года.
Из моих наблюдений в большей степени нас приучил к баночному кофе Starbucks: их банки до сих пор можно найти на полках магазинов (даже после закрытия кофеен).
Самым заметным для меня стал выход на рынок CoolBrew: их кофе в банках нельзя было не заметить – черный, эспрессо-тоник и с маракуйей. Помню, как основатели презентовали продукт на ПИРе в 2018 и делились наградой за дизайн. Сегодня СТМ на производственных мощностях CoolBrew заказывают и нефтяные компании для АЗС, и обжарщики, и такие продуктовые гиганты как Natura.
Другая история с баночным кофе – это колдбрю напитки с добавками и без. Здесь своя доля рынка у питерских Verle c их линейкой и СТМ-производством для Яндекс.Лавки и Самоката.
Еще на рынке есть варианты бутылочного кофе, чаще на основе колдбрю. Здесь есть как заводской выпуск, например, у “Космической лимонадной компании” и Wild Soda; так и крафтовый (иногда делают прямо на кухне кофейни).
И в качестве логичного завершения статьи моя рекомендация — какой кофе в банках вам точно стоит попробовать хотя бы раз:
- Банка Barrels & Flowers — легендарный кофе, выпущенный обжарщиками «Сварщица Екатерина» в 2021 году. За первым выпуском банок охотились многие кофейные гики (и я в их числе). Эта серия кофе выпускается обжарщиками в партнерстве с пивной компании AF brew. Особенность: зерновой кофе для этого напитка выдерживается в бочке из под алкоголя.
- Банка BLACK COFFEE — чистый кофе без добавок от Tasty Coffee. Самый интересный вариант на линейке Competition. Такой кофе — отличный вариант оценить продукт на качественном зерне в формате "реди-ту-дринк".
- Банка WHITE GRAPEFRUIT COLD BREW — первый напиток в банке от питерских Verle, который я заметила на полке "Азбуки Вкуса". Знаю тех, кто основательно подсел именно на это сочетание кофе с соком.
- Бутылка Колд-брю Кения Рунгето Кии с маракуйей — сезонный напиток WEST4, который я успела попробовать этим летом. Вкусное сочетание кислотного кофе и фрукта.
- Банка НИТРО КОФЕ SPOT COFFEE— творение обжарщиков из Екатеринбурга Ingresso и пивоварни Jaws. Вся соль напитка должна быть в особой текстуре, напоминающей пену Guinness. Именно этот продукт я не пробовала, но звучит интересно.
- Банка WIN-WIN COFFEE WHITE FEST — мой любимчик в линейке кофейных напитков, вдохновленных вкусом вина. К его созданию я причастна и знаю всю предысторию и проработку. Мы вдохновлялись вкусом и ароматикой немецкого рислинга, потому к кофейному концентрату на основе Колумбии добавили соки сливы и яблока, а еще экстракт смородинового листа. Вышло интересно. Одним напоминает кофейную комбучу, другим квас, кому-то кофейное вино.
Теги статьи
Популярные материалы
«Если вы выпили чашечку кофе, а через 4 часа появились высыпания — кофе не виноват»
Интервью с аллергологом-иммунологом об аллергии на кофе
WIN-WIN COFFEE. Кофейные напитки, вдохновленные вином
Созданы автором блога Кофенация