20 апреля 2022
58

Кофейная фотосессия

Как "правильно" фотографировать кофе
Екатерина Лапина
Заметили, как красиво у некоторых обжарщиков и кофеен выглядят кофейные напитки и пачки в социальных сетях, каталоге или на сайте? Так, что хочется "зависнуть" — разглядывать, ощутить атмосферу, поймать настроение, уловить вкус.
Мне повезло, я работала с классными фудфотографами над созданием кофейных снимков. Страницы с контактами классных фотографов на сайте в разделе "Фотографы". В этой статье хочу поделиться своими наблюдениями: у кого получается стильно фотографировать кофе и как создаются "продающие" кофейные снимки.
Кофейная фотография

Мастерски сфотографировать кофе

Кофе как главный герой на фотографии. Я давно сохраняю примеры удачных снимков в аккануте/ на сайте кофеен или обжарщиков. Примеры из моих сохраненных:
Пример съемки чая
Пример съемки чая с австралийского сайта t2tea.com
Да, снимки продуктов похожи между собой. Но мне нравится такая предметная фотосъемка с фокусом на главный объект — кофе. Качественные снимки. Иногда с долей юмора, часто с деталями для разглядывания. Я бы выделила 4 тенденции в предметной фотографии с кофе:
а) Современный натюрморт — это вот такие постановочные кадры, когда фотография схожа с полотнами картин. Постановочные кадры, где пачка кофе становится самостоятельным объектом. Посмотрите, как это сделано у обжарщиков "Рыжий, море и лоботрясы" или Adept.
Кофе в каталоге «Рыжий, море и лоботрясы»
Карточка кофе в каталоге обжарщиков «Рыжий, море и лоботрясы» с отсылкой к дескрипторам вкуса.
б) Сюжет с кофе — будто стоп-кадр из фильма. Стильно, современно, когда читается, что какая-то история была "до" или будет "после" съемки. Такие фотографии с кофе я вижу у Полины Волковой для ее аккаунта (и обжарщиков "Субмарина") и у Святослава Фадеева (и его обжарки Burnerhaus).
Кофе в кадре
Кофе в объективе Полины Волковой, снимки из соцсетей обжарщиков Submarine
в) Люди с кофе — постановочные продающие кадры с героями: членом команды, бариста, гостем. Хорошо читается что за кофе, но и приковывает внимание к эмоции человека в кадре. Такие снимки в соцсетях у Tasty Coffee и обжарщиков Нефть.
Съемка кофе, Тейсти
Постановочные кадры с кофе, пример из телеграм-канала Tasty Coffee
г) Кофе "в интерьере" — фотографии будто сняты гостем кофейни или клиентом обжарщика. Это такие кадры с едой, "обычной" посудой, деталями интерьера, будто это делают "обычные" люди для блога. Ощущения, что фотографии не являются постановочными. Кофе не всегда на первом плане, но привычный атрибут в кадре. Из примера таких фотоснимков: в соцсетях кофейни "Аэроплан" и обжарщиков из Беларуси Sorso.
Пример снимка из кофейни Аэроплан
Пример фотографии с кофе из аккаунта кофейни "Аэроплан"
Кофе на фотографии

Как получить красивые снимки с кофе?

Как передать дескрипторы кофе? Как вкусно показать напиток? Как создать ощущение продукта в действии?
У каждого свои секреты фотографии. Я уверена только в одном: съемкой продукта для сайта, соцсетей и каталога должен заниматься профессионал. Мой опыт работы для кофейного каталога, соцсетей обжарщика и своего сайта показал, что нужно искать "своего" человека, кто, прочитав техническое задание, дополнит картинку и увлечется процессом. На моем опыте все, кто хорошо фотографировал кофе, сам любил этот продукт, но не обязательно, что умел его готовить.
Для примера поделюсь выдержками из одного моего ТЗ фудфотографу для создания снимков с кофе:
1. Условие: наличие пачки кофе (бренд, размер пачки) в кадре с продуктами, отражающими вкусовое описание сорта. Фотографии будут использоваться в каталоге: на карточке сорта, в рассылках, рекламных объявлениях.
2. Формат изображения: JPG, PNG, объём до 10 МБ. Размер изображения: лучше использовать от 1080 до 5000 пикселей (при этом стоит учитывать, что разница между шириной и длинной изображения не должны сильно отличаться; точное кадрирование не обязательно; снимки на странице товара в соотношении 2:3, разрешение не ниже 1200х800). Все изображения предоставляются записанными на виртуальном носителе. 
3. Качество фотографий: все изображения должны быть четко сфокусированы, сняты при правильной экспозиции (исключаются пересветы и недосветы) с минимальным шумом, выровненным горизонтом.
4. Фон: либо контраст к пачке, либо светло-серый. Возможные варианты фона: один цвет или сочетание двух цветов в горизонтальной и вертикальной плоскости.
5. Стиль: современный натюрморт. Сочные цвета, "съедобные" предметы.  
6. Количество снимков: (указать) flat lay (угол 45 и 90) и фронтальный (0-20 градусов). Всего фотографий: основных (количество) и тестовых (для выбора фона).
7. На каждом снимке должен быть элемент с отсылкой к приготовленному кофе — чашка кофе; либо аксессуар заваривания (например, аэропресс или вливание из турки в чашку); пачка кофе может быть не на первом плане, но в фокусе (читаемый бренд).
8. При постановке кадра проконсультироваться о верном изображении напитка (чтобы консистенция кофе в турке соответствовала изображению; вливание в воронку выглядело естественно). Возможно присутствие при съемочном процессе представителя для консультирования по реалистичности процесса в кадре. Не приветствуется изображение разбросанных зерен или просыпанного молотого кофе на поверхности. В кадре могут быть руки для создания движения (эффекта приготовления) без украшений. Может применяться авторский прием для создания ощущения тепла, уюта, вкусного кофепития.
А как видят фотографы идеального заказчика для съемки кофе на сайт, для меню или рекламы. Я обратилась к Валерии Каширской, моему другу и фудфотографу с опытом коммерческой съемки, с вопросами: Каким бывает идеальное ТЗ для коммерческой фотосъемки? Какие моменты обязательно нужно решить с заказчиком до фотосъемки? Какие у нее были нюансы съемки с кофейными напитками/зерном? Ответы далее.
Фотограф Валерия Каширская

Лера Каширская

Фудблогер и предметный фотограф, любит кофе и часто показывает его в кадре. Подробнее здесь.
«Для меня идеальное ТЗ — это когда клиент сразу знает чего и как он/она хочет получить на выходе. В идеале заказчик приходит с мудбордом. В случае с фудфотографией нужно описание в задании стиля съёмки, основанного на общей концепции заведения или бренда. Например, если бренд за минимализм, то было бы странным использовать множество деталей в кадре и прилагать такие фото в качестве примера.

Идеальное ТЗ — это то, в котором описан цвет и фактура фона, какой реквизит следует использовать, какое настроение в кадре передать (чтобы фотограф подготовил световую схему), составлен список позиций для съёмки и в идеале к каждому пример, технические параметры кадра (ориентация, пропорции, расширение и тд), какие ракурсы использовать (сверху, сбоку) и планы (крупные, общие).

Самая главная поговорка фотографа: «Нет ТЗ, результат ХЗ». Поэтому если у заказчика его нет, то, скорее всего, клиент не знает чего хочет, а значит и результатом вряд ли будет доволен. Но при этом с постоянными клиентами оно иногда не требуется: уже есть наработки, взаимопонимание и доверие.

Сложнее всего снимать зерно в открытой упаковке: тут важно правильно выставить свет. Ещё один нюанс: часто "реальная" кофейная упаковка неидеальна – помята, есть заломы, неровно наклеена этикетка. Поэтому уходит время на обработку. Другой нюанс с кофейными напитками: очень быстро кофейные масла исчезают (если это американо или эспрессо), либо исчезает молочный глянец и появляются пузырики (если это капучино или латте) – это делает напиток непривлекательным и непродающим. В таком случае важно работать в паре: фотограф выставляет свет, выстраивает композицию, настраивает камеру и в последний момент помощник готовит кофе для кадра».
По этой теме я могла бы еще написать о важности передачи характеристик продукта через фотографию, о продающем действии кадров, когда товар в интерьере, о неинтересных глянцевых постановочных фото. Возможно, еще вернусь к этой теме. Пока хочется, чтобы было больше интересных каталогов с кофе, удивляющих зрителя и эффективных для вовлечения.
И напоследок, вспомнила, как для Яндекс.Дзен писала про ошибки при создании кофейного контента. И там был пункт с ошибками в кофейных фотографиях: пережаренное зерно, кофеные зерна разного оттенка с выступившими маслами, несмоченный бумажный фильтр в пуровере, "жидкий" кофе без масел из моки или джезвы. Надеюсь, вам такие не встретятся.

Теги статьи

Популярные материалы

Коллекционер кофейных книг
28 сентября 2021
3663

Коллекционер кофейных книг

25 книг о кофе: обзор от шеф-бариста Игоря Костюкова
Origami Dripper — ребристая воронка из Японии
3 июня 2021
2151

Origami Dripper — ребристая воронка из Японии

Создана для фотографий. Выбор чемпионов Brewers Cup.
Как научиться понимать вкус кофе?
2 июня 2021
1917

Как научиться понимать вкус кофе?

Разбираемся и находим курсы, где учат восприятию вкуса и аромата кофе

Аксессуары для фанатов кофе

Носки и одежда с авторскими кофейными рисунками от мастерской «Кофейная МарКа». Создано теми и для тех, кто любит кофе.
Подробнее