14 марта 2023
1916

Кофейный нейминг: имя под защитой

Зачем кофейне, обжарщику и блогеру регистрировать товарный знак?
Екатерина Лапина
Представьте: вы решились открыть кофейню, днями и ночами выбирали название, сделали логотип, заказали брендинг, вывеску, открылись и …выяснили, что имя-то давно занято и зарегистрировано. И теперь вам светят штраф за использование чужого товарного знака и затраты на переименование.
Или вот такой кейс. Я веду блог «кофенация» восьмой год, и в 2014 я выбирала имя блогу по всем законам нейминга: искала что-то звучное, смысловое и не занятое ни на сайтах, ни в соцсетях, ни в каталоге товарных знаков. Тогда, 8 лет назад, я убедилась, что КОФЕНАЦИЯ — исключительно моя придумка. А через 6 лет мне пишет в директ владелец компании: «Катя, приезжайте к нам в гости. Угостим кофе, познакомимся. Вы так удивитесь нашему названию!». И я начинаю смотреть аккаунт внимательнее и действительно удивляюсь: «кофенация» с латинским написанием появилась в Узбекистане.
Катя Лапина, Кофенация
В тот момент я поняла, что мне уже давно надо было зарегистрировать товарный знак, чтобы в России вдруг не появились кофейня или обжарщик с тем же названием, что и у меня, но к которым я не имею никакого отношения.
В этой статье хочу рассказать, как я удачно зарегистрировала товарный знак и поделиться историями обжарщиков The Welder Catherine и кофейни F2F, которые прошли тот же путь: зачем они регистрировали свой логотип, когда это сделали и почему так дорожат своим именем.
Кофейный блог

Свободное имя для кофейни

Начну с вводных: где искать, занято ли имя, и как посмотреть, по каким классам (направлениям) название компании зарегистрировано? Я пользуюсь сервисом Онлайн Патент. Мне его рекомендовали дизайнеры DesignWise. Теперь моя очередь хвалить их: удобный поиск, большая база знаний, оперативный ответ поддержки и супер-удобное онлайн-оформление заявки.
Вбиваем в строку поиску нужное название и получаем результат. Например, со словом “кофе” зарегистрировано более 100 товарных знаков.

Товарные знаки со словом кофе
В России зарегистрировано больше сотни товарных знаков на кофейную тему. Скрин из сервиса onlinepatent.ru.
Не буду вдаваться в подробности юридической силы товарных знаков. Лучше почитать у самих экспертов патентного бюро. Можно зарегистрировать просто словесное обозначение, можно комбинированное (с изображением), бывает регистрация и объемного обозначения, например, упаковка для кофе в виде застегивающегося мешочка или визуализация кофейни, как у Surf.
Surf Coffee
Пример зарегистрированного товарного знака Surf Coffee с визуализацией торговой точки-кофейни

Почему владельцу кофейни и обжарщику стоит задуматься о регистрации товарного знака

Ключевое — "застолбить" имя! Уверяю вас, фантазия на тему кофейных имен имеет границы. Ну и классический мотив для регистрации товарного знака — защититься от недобросовестных компаний и мошенников. Чтобы отправить претензию, что кто-то использует схожий домен, логотип, название в социальной сети, нужно иметь правовые основания. ФАС и суд скорее встанут на вашу сторону, если у вас будет свидетельство, подтверждающее право на имя. Можно получить компенсацию до 5 миллионов рублей — столько вы можете потребовать по закону за нарушение прав на ваш товарный знак.
Важный пункт на моей практике: у вас появится обоснование для блокировки рекламы в соцсетях и в поисковой выдаче. Достаточно обратиться в службу поддержки сервиса и указать необходимую информацию о сайте-нарушителе, его рекламе и ваших правах.
Бонус к Свидетельству о регистрации ТЗ — можно повесить в рамочку, закрепить на сайте, указать в соцсетях и тем самым заявить о ваших серьезных намерениях в построении бренда. Говорят, это даже увеличивает стоимость сайта (не проверяла).
А еще свидетельство о регистрации товарного знака могут запросить маркетплейсы. Например, Ozon уточняет у продавца свидетельство о регистрации бренда. Как пишут юристы Гарант.ру: «Если занимаетесь перепродажей — должны быть документы, подтверждающие, что правообладатель разрешил пользоваться товарным знаком. Такими документами могут быть лицензионное соглашение, франшиза или письмо-согласие. За нарушения прав на товарные знаки OZON блокирует продавцов без возможности восстановления или открытия нового кабинета».
Coffeenation rus имя

Мой опыт регистрации товарного знака «Кофенация»

Я протянула с регистрацией несколько лет, все откладывала на потом, пока не разговорилась с Марией из дизайнерского агентства Design Wise: они были вынуждены сменить название с Design Dealers из-за того, что вовремя не подали заявку. Она порекомендовала онлайн-сервис Онлайн Патент, и дальше весь процесс занял у меня суммарно не более получаса:
  • Август 2022. Обычный поиск в базе Онлайн Патент по слову “Кофенация”, вдох-выдох, имя не занято.
  • Август 2022. Подача заявки в бюро от имени ИП (физические лица не могут регистрировать товарные знаки), проверка экспертами моих шансов на успех регистрации имени “Кофенация” как уникального и подбор ими классов регистрации для заявки.
  • Сентябрь 2022. Пришло решение от Роспатента о формальном принятии заявки и за ним – уведомление о соответствии товаров (услуг) выбранным классам регистрации.
  • Декабрь 2022. Роспатентом принято решение о государственной регистрации товарного знака по заявке. Через 10 дней пришло уведомление, что мой товарный знак “Кофенация” внесен в государственные реестры, изготовлено свидетельство о его регистрации.
Вся процедура обошлась мне в 47080 рублей, из них 26600 — пошлины в Роспатенте и 20480 — услуги экспертов.
Товарный знак Кофенация
Скрин из личного кабинета: успешная регистрация товарного знака для блога "Кофенация"

Опыт регистрации имени «Сварщицы Екатерины»

О том, как проходила регистрация товарного знака и как защищен логотип, я спросила Сергея Митрофанова, бренд-менеджера обжарщиков кофе «The Welder Catherine».
Сергей Митрофанов

Сергей Митрофанов

Известный кофейный профессионал, бренд-менеджер и ведущий YouTube-канала обжарщиков кофе «The Welder Catherine».
«Для компаний, которые хотят развивать свой бизнес, регистрация товарного знака — это важное звено с точки зрения имиджевых составляющих. Представьте, что в дальнейшем вы будете с кем-то сотрудничать или коллабиться. Для того, чтобы использовать свой логотип в материалах, вы должны обладать правом на свой товарный знак.
Есть патентный поверенный — человек, который занимается этими документами. Сначала нужно подать запрос, например, нам нужно зарегистрировать название «Сварщица Екатерина». Он начинает искать, есть ли совпадения по этому названию среди других компаний. Например, у нас были проблемы с регистрацией товарного знака «Галараствор», потому что было совпадение по компании «Гала», это тоже кофейная компания по ОКВЭДу. Поэтому зарегистрировать название «Галараствор» мы не смогли, но зарегистрировали логотип. Если совпадений по базам и по ОКВЭДам нет, то мы можем зарегистрировать товарный знак.
Мы платим за услуги патентного поверенного, за поиски совпадений, за подачу документов в Росреестр и потом уже платим налог за регистрацию товарного знака. В общей сложности за один товарный знак выходит около 20-30 тысяч».
ТЗ Сварщица Екатерина
Я нашла через поиск в "Онлайн-Патент" три действующих зарегистрированных товарных знака на имя "Сварщицы Екатерины"
— Сергей, вижу в реестре ТЗ, что у вас три регистрации: самый первый на логотип и название The Welder Catherine c именем «Сварщица Екатерина» — от 5.12.2022, имя+логотип — от 10.01.2023. Можно поподробнее: почему сначала регистрировали иностранное название, а потом русское отдельное и с логотипом?
— Изначально мы регистрировали товарный знак «The Welder Catherine» как универсальное и международное название компании и логотип. Это удобно для сотрудничества, если есть в планах выход на иностранные рынки.
После событий, которые начались год назад, иностранные бренды стали уходить с рынка и появились новости о том, что они будут русифицироваться. Мы заранее решили обезопасить себя и зарегистрировали товарный знак «Сварщица Екатерина» на русском языке, чтобы не потерять свое имя и чтобы его не зарегистрировал кто-то другой.
— Планируете или, возможно, уже есть регистрация ТЗ в других странах?
— Есть регистрация международного товарного знака для Китая, так как мы работаем с оптовым клиентом из КНР.
Логотип Сварщицы Екатерины
Узнаваемое написание и логотип "с огоньком" зарегистрированы в качестве товарного знака «The Welder Catherine» и «Сварщицы Екатерины» (фотография предоставлена обжарщиками)
«К нам обращались клиенты, которые хотели использовать наш товарный знак и логотип для украшения вывесок и фасадов своих кофеен. В этом плане у нас ответственные и честные клиенты, и прежде чем взять наш товарный знак для своих материалов, они сначала делали запрос у нас на использование ТЗ и лого у себя. Мы разрешаем использовать при условии предварительного согласовании внешнего вида вывесок с нами, потому что нам очень важно понимать, в каком контексте и фирменной стилистике используются наши материалы. Хотя был момент: один наш клиент как-то прислал нам фотографию заведения, которое использовало наш ТЗ без согласования с нами. Мы связались с владельцами и попросили скорректировать материалы в соответствии с нашим брендингом».

История с логотипом кофейни F2F Coffee

Еще один кейс в качестве примера. Пару месяцев назад я случайно увидела в соцсети опубликованное свидетельство товарного знака относительно молодой сети подмосковных кофеен F2F. Привлек внимание и сам пост, и необычный логотип кофейни. Написала основателю F2F Coffee Дарье Гореловской с просьбой рассказать подробности.
Дарья Гореловская, F2F coffee

Дарья Гореловская

Основатель московских кофеен F2F Coffee, участник чемпионатов бариста
«О регистрации товарного знака задумалась еще за пару месяцев до открытия первой кофейни. Я тогда узнала, что не любую вывеску можно повесить на фасад дома и согласовать.
На тот момент у меня уже был простенький логотип: название “Face2Face” в круге. Я решила проверить имя на уникальность. И столкнулась с неприятной ситуацией — под таким названием уже был зарегистрирован товарный знак кальяной. Обиднее всего было то, что они зарегистрировали название “face to face”, но фонетически имена были схожи. Я даже обращалась в организацию, которая анализировала вероятность одобрения моего названия для кофейни. Их ответ: 90% вероятность отказа. Они предложили сменить название.

Но для меня название кофейни — это вся ее душа. Face2Face — лицом к лицу. Наедине. Наедине с собой, тобой и чашкой кофе.

Я решила отложить решение проблемы. Мне было достаточно на тот момент большой вывески с надписью «кофейня» и неоновый вывески в окне с этим лого (которая не требует регистрации и согласования). Прошло около 9 месяцев после открытия, и я начала задумываться о развитии своего дела. Поняла, что без брендинга дело не пойдет. Я хочу масштабироваться и стать узнаваемым заведением. Тут важны все детали: как минимум повесить вывеску с уникальным названием вместо слова «кофейня».
Товарный знак кофейни F2F
Дарья рассказала, что заказала у дизайнера полноценную разработку нового логотипа. Общую концепцию заведений определили так: открытие кофеен в новых ЖК за МКАД, где о спешелти часто даже не слышали, но для кого вкусный кофе — это только где-то в центре Москвы. Хотелось особенного, стильного, запоминающегося логотипа.
Логотип кофейни F2F
В основе логотипа кофеен F2F изображение планировки квартиры — схема, которую можно увидеть на сайтах застройщика, куда вписали буквы F и 2. "Символично, особенно исходя из наших локаций. А еще он передает наш запрос на минимализм и лаконичность в стилистике", — пояснила Дарья.
В августе 2022 Дарья подписала договор с агентством и отправила заявку. Первый этап проверки прошел 4 октября, оплатили пошлину. Второй этап был 30 ноября вместе с уплатой второй пошлины. 12 января 2023 года товарный знак был зарегистрирован. Весь процесс занял 6 месяцев. Стоимость патенто-юридических услуг — 50000 руб., пошлины составили 26600 руб.
Как рассказала Дарья: «Проблем с регистрацией логотипа не возникло, так как изображение было уникальным. Какие-то фразы или слова там не фигурируют. Почему мы выбрали кроме 43 класса еще и 18-ый и 25-ый? Мне очень нравится история с брендированным мерчем в кофейнях и у обжарщиков — футболки, шапки, шоперы. Для их легальной продажи с нашим лого нужна обязательная регистрация дополнительных классов. На первых этапах это было сделась намного проще, чем снова возвращаться к этому вопросу и подавать документы заново».
«Если вам будет интересно, как работает фантазия у создателей кофеен и основателей кофейных обжарок — заглягите в базу данных регистрации товарных знаков с поиском по слову "кофе". Уверяю вас, еще будут придуманы сотни вариантов нейминга. Но, возможно, самые созвучные и интересные названия уже заняты».
Товарные знаки на тему кофе
Скрин из сервиса "Онлайн Патент": уже зарегистрированы десятки названий на кофейную тему

Теги статьи

Популярные материалы

Кофе и холестерин
27 мая 2022
41332

Кофе и холестерин

Перевод статьи про кофейные масла, кафестол и уровень холестерина
Замена Nespresso: выбираем кофе в капсулах
16 апреля 2022
26476

Замена Nespresso: выбираем кофе в капсулах

Где купить вкусный капсульный кофе, сделанный в России
Коллекционер кофейных книг
28 сентября 2021
16554

Коллекционер кофейных книг

25 книг о кофе: обзор от шеф-бариста Игоря Костюкова

WIN-WIN COFFEE. Кофейные напитки, вдохновленные вином

Созданы автором блога Кофенация
Попробовать на вкус